Корни абстракционизма

16.03.2015

20100531_113538__01[1]Теоретиком абстракционизма считается Платон, который в своем диалоге «Фалеб» первым успешно передал смысл данного понятия. Он ставил красоту геометрических форм и разнообразных линий выше тех, что дает нам природа. Платон считал, что подражание видимым предметам – это не предел возможностей искусства. Именно отрыв от реальности, от природных «неправильных» форм может открыть всю красоту мира.

Пару слов про теоретиков сказано, пора перейти к практикам. Современный абстракционизм – это результат множества метаморфоз, которые потерпело искусство, начиная с модернизма и его трагичности пути и заканчивая новаторскими цветовыми решениями импрессионизма второй половины XIX века. Кроме того, обрести надежный фундамент абстракция смогла благодаря влиянию символизма, экспрессионизма, футуризма и кубизма.

Абстрактная живопись отталкивается от идеи, что многообразие мира безгранично, и художник уже не способен в привычных пластических формах передать это величие. Фигуративное искусство себя уже исчерпало, в силу того, что современную жизнь и ее разнообразие не выразить при помощи старых средств и приемов. Творец должен отталкиваться от интуитивных движений своей души, автоматически, не опираясь на реальность, передавать свои чувства и переживания. Средствами самовыражения для художников данного направления становятся различные комбинации линий, пятен, штрихов, кругов, красок и т.д. Главное, чтобы это все было оторвано от реальности и материального мира.

Абстракционизм в живописи 20 века начал свое развитие благодаря Василию Кандинскому (1866-1944). Он первым решился показать миру свои инновационные акварели. Было это в Мюнхене (1910). Параллельно этому, художник занялся публикацией своего трактата «О духовном искусстве», в котором он пояснил особенности своего творческого метода. Василий Кандинский сказал, что в основе его картин лежит принцип отречения от натуры и природы и обращения к внутреннему состоянию сущностей и явлений. Абстрактная графика этого художника выглядит как нагромождение бесформенных пятен насыщенного цвета, которые прекрасно сочетаются с пересекающимися волнистыми и кривыми линиями. При поверхностном взгляде, некоторые картины Василия Кандинского напоминают иероглифы. У данного стиля абстракционизма появилось масса последователей, которые продолжали и развивали эти идеи.

Похожие статьи

kot